Что есть масло, а что - не
очень -
тест масел для 4-тактных мотоциклов.
(статья из журнала "Мото")
(Я намеренно убрал из этой статьи всё об отечественных маслах, т.к. считаю ненужным его применение в моторах импортных мотоциклов.)
Каким маслом потчевать двигатель мотоцикла? Конечно, продуктом, рекомендованным производителями байков. Одна беда: мало кто из них настаивает на применении масла конкретных фирм и марок. И что выбрать? Не рекламе же доверять! Сейчас разберёмся с маслами для четырёхтактных двигателей.
Подавляющее большинство импортных мотоциклов оснащено четырёхтактными силовыми агрегатами, в которых двигатель, коробка передач и сцепление выполнены единым блоком, "внутренности" которого "купаются" в одном и том же масле. Отсюда вопросы: можно ли заливать автомобильное масло в мотоциклетный мотор? Инструкции по эксплуатации мотоциклов не советуют на сей счёт ничего определённого, зато производители масел настаивают: нет, ни в коем случае! А чем в принципе отличаются мотомасла от автомобильных?
В двигателях, имеющих общий с коробкой картер, зубчатые зацепления, дабы работали понадёжнее, требуют антифрикционных присадок. Но с другой стороны, их избыток для "мокрого" сцепления нежелателен. Буксовать его диски не начнут, но станут срабатывать с чуть большим проскальзыванием, что почувствует лишь очень опытный мотоциклист. Поэтому мотомасла зарубежные производители изготавливают на основе существующих автомобильных по принципу "тех же щей, да пожиже влей" - с меньшим содержанием антифрикционных присадок. Соответственно, указанная на упаковке категория качества мотомасла не будет выше, чем SG, тогда как у "прародителя" она может быть более высокой - SH или SJ. Но, увы, стоимость таких продуктов из-за того, что отрговци приобретают их мелкооптовыми партиями, будет даже выше, чем автомобильных. Если же отвечать на главный вопрос, то так: практика показывает, что работоспособность сцепления мотоцикла от использования автомасел не ухудшается.
Для составления рейтинга преобразовали в баллы абсолютные велечины основных параметров: критической нагрузки (характеризующей антизадирные свойства), диаметра пятна износа (противоизносные свойства) и температуры вспышки (показывающей, при какой температуре масло возгорается). Худшие показатели оценили "единичкой", лучшие - "десяткой". Температуру вспышки ранжировали от 1 до 5 баллов: 210 градусов - 1 балл, каждые 10 градусов сверх этой температуры дают право ещё на один балл. Кстати, величина критической нагрузки важнее для двигателей, работающих в экстремальных режимах (то есть имеющих отношение к спорту), а диаметр пятна износа - для моторов обычных мотоциклов. Высокая температура вспышки имеет решающее значение для теплонапряжённых двигателей воздушного и воздушно - масляного охлаждения, она показывает, что легковоспламеняющиеся масла станут выгорать в зоне верхних поршневых колец и стержней выпускных клапанов.
Вязкость при 100С ранжировали следующим образом: до 8 кв.мм/с - 1 балл, от 8 до 10 - 2 балла, от 10 до 12 - 3 балла, от 12 до 16 - 4 балла и свыше 20 - 5 баллов. Более вязкие сорта гарантируют стабильность давления в системе смазки при перегреве, но повышают потери мощности на прокачку масла.
Индекс вязкости показывает, когда масло начинает загустевать при охлаждении. Сорта с индексом выше "100" считаются всесезонными, так как застывают они при холоде не ниже -15-20С. Если у масла индекс "125" и выше, с ним запустить мотор можно и в мороз посерьёзнее - до -30С. Если индекс больше "150", масло не застынет и при минус 40 градусов. Насколько это актуально - решать вам, в зависимости от того, в каких климатических условиях вы эксплуатируете технику. Мы же начисляли по 1 баллу за каждые 25 единиц.
Испытания смазывающих свойств принесли неожиданные результаты: разрыв в достоинствах между "синтетикой" и "миниралкой" оказался невилик.
Методика оценки смазывающих свойств определена существующим ГОСТом. Так, сопротивляемость смазки критическим нагрузкам оценивается на специальной устаеовке трения - четырёхшариковой машине. Принцип её действия сходен со сверлильным станком, в котором вместо сверла - четыре шарика, зафиксированные в форме пирамидки и залитые испытуемым маслом. Во время 10-секундного теста верхний шарик вращается со скоростью 1,5 тысячи оборотов в минуту, и нагрузку на него повышают до тех пор, пока на шариках не появится задир (показывающий, что наступила критическая накрузка), а затем до состояния, когда шарики свариваются между собой (нагрузка сваривания). Индекс задира - вычисленный по формуле показатель, указывающий, сколь долго от начала задира развивается катастрофический задир, вызывающий заклинивание двигателя. Баллы за этот показатель не начислялись, так как важнее определить показатель нагрузки до начала задира. Диаметр пятна износа - усреднённый диаметр пятен износа на четырёх шариках - результат часовых испытаний при эталонной нагрузке.
Возможности лаборатории ЗИЛа, специалисты которой проводили для нас эти испытания, позволяют установить другие важные параметры масел: вязкость и индекс вязкости. Для форсированных двигателей вязкость при 100С не должна быть менее 10 кв.мм./с. В принципе, чем она выше, тем лучше смазывающие свойства продукта, но всё-таки в большей степени они зависят от присадок. Большая вязкость (свыше 20 кв.мм/с) хороша только для теплонапряжённых двигателей, увеличивая, тем не менее, потери мощности на прокачку.
Наименование | баллы | цена | Информация и результаты тестов |
Ликви Моли Racing Synth 4T |
27 | 12$/л | SAE 10W60, группа
качества не указана. Синтетическое
масло для 4-тактных двигателей
мотоциклов. Изготовитель - "Liqui Moly
Gmbh", Германия. Очень высокие антизадирные свойства, чуть хуже - противоизносные. Идеально пригодно для всех типов мотоциклетных двигателей, работающих в любых режимах. |
Кастрол Formula RS |
26 | 14$/л | SAE 10W60,
API SG. Синтетическое масло для 4-тактных
двигателей мотоциклов. Изготовитель -
"Deutche Castrol Vertriebsges. mbH", Германия. Более всего пригодно для использования в соревнованиях. Рекордсмен по устойчивости к перегреву - масло идеально для высокофорсированных двигателей с воздушно-масляным охлаждением. |
Вальволин Syn Pro 4T |
24 | 7$/л | SAE 10W40,
API SG. Синтетическое масло для 4-тактных
двигателей мотоциклов. Изготовитель -
"Valvoline International Europe", Нидерланды. Высокие антизадирные свойства позволяют использовать продукт в режимах гонок и в экстремальных условиях. Рекомендуется для двигателей с жидкостным охлаждением. |
Моторекс Formula 4T |
23 | 8$/л | SAE 15W50,
API SG. Минеральное масло для 4-тактных
двигателей мотоциклов. Изготовитель -
"Motorex Bucher AG", Швейцирия. На общем фоне высоких показателей следует особенно отметить его противоизносные свойства. Высокая вязкость продукта позволяет использовать его в режимах гонок, в форсированных моторах воздушно-масляного охлаждения. |
Ликви Моли Racing 4T |
23 | 4$/л | SAE 20W50,
API SG. Минеральное масло для 4-тактных
двигателей мотоциклов. Изготовитель - "Liqui Moly
Gmbh", Германия. Его повышенная вязкость и высокая температура вспышки хороши для теплонапряжённых моторов воздушно-масляного охлаждения. Выдержит и гоночные режимы не хуже большинства дорогостоящих синтетических масел. |
Статойл Racing Way MC |
23 | 11$/л | SAE 15W40,
API SG. Синтетическое масло для 4-тактных
двигателей мотоциклов. Изготовитель -
"Statoil Lubricants", страна-производитель
не указана. Очень высокие антизадирные свойства, чуть хуже - противоизносные. Подходит для использования в спорте. |
Эссо 4T Synthetic |
23 | 7,5$/л | SAE 10W40,
API SG. Синтетическое масло для 4-тактных
двигателей мотоциклов. Изготовитель -
"ESSO A.G.", Германия. Отличные антизадирные свойства, но противоизносные свойства не высоки. Лучше всего его применять при спортивной езде. |
Моторекс Power Synth 4T |
22 | 10$/л | SAE 5W50,
API SG. Синтетическое масло для 4-тактных
двигателей мотоциклов. Изготовитель -
"Motorex Bucher AG", Швейцирия. Показатели практически один в один сошлись с минеральным маслом этой же фирмы, антизадирные свойства оказались пониже. Удивительно, но индекс вязкости определён как невысокий, это не характерно для класса вязкости 5W50. |
Айпоун Katana Full Power |
22 | 12$/л | SAE 10W50,
API SG. Синтетическое масло для 4-тактных
двигателей мотоциклов. Изготовитель -
"SLI-Ipone", Франция. Наивысшие среди испытуемых продуктов антизадирные свойства. Портят картину скромные противоизносные качества. Прекрасно подходит при экстремальных нагрузках, в гонках. |
Тексако Havoline Formula 3 |
22 | 4$/л | SAE 20W50,
API SH. Минеральное масло для всех типов 4-тактных
двигателей. Изготовитель - "Goteborgs
Smorjmedelsfabroc AB", Швеция. Достаточно высокие и ровные показатели качества. Повышенная вязкость предполагает устойчивость к высокотемпературным режимам. Единственное "но" - недостаточно высокая температура воспламенения. |
Кастрол Super GP |
19 | 8$/л | SAE 20W40,
API SG. Минеральное масло для 4-тактных
двигателей мотоциклов. Изготовитель -
"Deutche Castrol Vertriebsges. mbH", Германия. Очень ровное сочетание показателей. Прекрасно подходит для любых двигателей мотоциклов. |
Ессо 4T Special |
17 | 7$/л | SAE 20W50.
Полусинтетическое масло для 4-тактных
двигателей мотоциклов. Изготовитель -
"ESSO A.G.", Германия. Занимает невысокое место в рейтинге масел. Это обусловлено низкими антизадирными свойствами. Вместе с тем, другие показатели вполне приличны. Это масло - не для экстремальных нагрузок. Но мотор с ним прослужит долго. |
Айпоун M4 | 17 | 10$/л | SAE 20W50,
API SG. Минеральное масло для моторов
мотоциклов. Изготовитель -
"SLI-Ipone", Франция. Не лучшие противоизносные свойства сводят на нет другие вполне приемлемые показатели. |
Бритиш Петролиум Super 4-T |
15 | 7$/л | SAE 15W50,
API SG. Минеральное масло для 4-тактных
двигателей мотоциклов. Изготовитель -
"BP", Швейцария Самое обычное масло для дорожного байка воздушного или воздушно-масляного охлаждения, не испытывающего экстремальных нагрузок. |
Вальволин Syn Speed 4T |
14 | 5$/л | SAE 10W50.
API SG. Полусинтетическое масло для 4-тактных
двигателей мотоциклов. Изготовитель -
"Valvoline International Europe", Нидерланды. Качественное масло для мотора жидкостного охлаждения мотоцикла, не рассчитанного на сколь-нибудь активный стиль езды. |
Название масла | Оценка, балл | Вязкость при 100С, кв.мм/с (баллы) | Вязкость при 40С, кв.мм/с | Индекс вязкости (баллы) | Температура вспышки, С (баллы) | Нагрузка критическая, Н, (баллы) | Нагрузка сваривания, Н | Индекс задира | Диаметр износа, мм (баллы) |
Ликви Моли Racing Synth 4T |
27 | 23,3 (5) | 156,8 | 130 (3) | 222 (3) | 1234 (9) | 1960 | 56,6 | 0,45 (7) |
Кастрол Formula RS |
26 | 24,5 (5) | 166,4 | 130 (3) | 246 (5) | 980 (4) | 1960 | 46,5 | 0,35 (9) |
Вальволин Syn Pro 4T |
24 | 13,7 (3) | 82,5 | 128 (3) | 222 (3) | 1234 (9) | 2195 | 54,5 | 0,5 (6) |
Моторекс Formula 4T |
23 | 18 (4) | 144,6 | 115 (2) | 226 (3) | 1097 (6) | 1960 | 46,3 | 0,4 (8) |
Ликви Моли Racing 4T |
23 | 17,1 (4) | 147,9 | 111 (2) | 238 (4) | 1097 (6) | 1960 | 46,6 | 0,45 (7) |
Статойл Racing Way MC |
23 | 14,3 (3) | 100,1 | 118 (2) | 224 (3) | 1234 (9) | 1960 | 54 | 0,5 (6) |
Эссо 4T Synthetic |
23 | 15,4 (3) | 96,66 | 127 (3) | 220 (3) | 1234 (9) | 2195 | 54,5 | 0,6 (5) |
Моторекс Power Synth 4T |
22 | 18,4 (4) | 118,9 | 128 (3) | 228 (3) | 950 (4) | 1960 | 46,5 | 0,4 (8) |
Айпоун Katana Full Power |
22 | 17,5 (4) | 119,2 | 124 (2) | 216 (2) | 1303 (10) | 2195 | 54,8 | 0,65 (4) |
Тексако Havoline Formula 3 |
22 | 17,8 (4) | 156,2 | 112 (1) | 216 (2) | 1166 (8) | 2067 | 46,2 | 0,45 (7) |
Кастрол Super GP | 19 | 14,3 (3) | 126 | 105 (2) | 220 (3) | 980 (4) | 1960 | 46,5 | 0,45 (7) |
Ессо 4T Special | 17 | 17,1 (4) | 148,3 | 111 (2) | 228 (3) | 784 (1) | 2067 | 32,6 | 0,45 (7) |
Айпоун M4 | 17 | 16,8 (4) | 138,4 | 112 (2) | 214 (2) | 1039 (5) | 1960 | 46,2 | 0,65 (4) |
Бритиш Петролиум Super 4-T |
15 | 17,6 (4) | 127,5 | 120 (2) | 216 (2) | 784 (1) | 1960 | 39 | 0,5 (6) |
Вальволин Syn Speed 4T |
14 | 14 (3) | 88 | 125 (3) | 216 (2) | 784 (1) | 1960 | 38,2 | 0,55 (5) |
И в заключение, помните главное. Что бы там ни говорили, загубить двигатель некачественным маслом не так-то просто. А вот низкий его уровень действительно опасен - в какой-то момент маслозаборник может оказаться в воздухе. Ещё несколько секунд - и мотор заклинит. Следите за уровнем масла!
Автор - Сергей Рыбаков, инженер, специалист по смазочным материалам. (Статья и журнала "Мото" 2/2000)
Переработано Korvett.